Если ребёнок думает только об учёбе и получает одни пятёрки, в среде сверстников его часто называют «ботаником». Такие дети выделяются в коллективе, что может как радовать, так и тревожить родителей. Откуда берутся «заучки», хорошо ли это для самого ребёнка и как вести себя с ним папе и маме, «Рамблер» узнал у психолога Катерины Мурашовой и педагога Людмилы Семёновой.

Откуда берётся одержимость учёбой
Сказать, что все «ботаники» одинаковы, нельзя. Психолог Катерина Мурашова выделяет два типа детей, любящих учиться.
1. Дети с гиперконцентрацией
Это противоположность детям с дефицитом внимания. Концентрироваться такие ребята могут не только на учёбе, но и на любой области, которой они увлечены, например коллекционировании марок или минералов. Это характеристика нервной системы.
Особенности ребёнка с гиперконцентрацией
- Высокая концентрация внимания — основная особенность.
- Низкая переключаемость. Например, если ребёнок интересуется оружием Второй мировой войны, то будет только о нём и говорить. Именно поэтому таких детей и дразнят «ботаниками».
- Активный поиск единомышленников. Такой ребёнок всегда ищет круг таких же, как он, например любителей математики.
«Когда я была маленькой, у нас на Невской площади был магазин «Филателия». Так вот даже когда он был закрыт, на крыльце всё равно стояли люди, например мальчик 12 лет, два мужика лет по 30 и один лет 60. Они приходили туда, чтобы поговорить о марках. Причём при любви к такому «кучкованию» «ботаникам» совершенно всё равно, что другой думает о политике, какой он расы, возраста и пола. Главное, что человек разбирается в их любимой теме».
Катерина Мурашовапсихолог, автор научно-популярных книг по психологии и приключенческих рассказов для подростков, член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат премии по детской литературе «Заветная мечта»
Поскольку учёба — повседневное занятие, с семи лет у ребёнка вполне может быть гиперконцентрация именно на ней. Он бесконечно решает задачи, переписывает упражнения, подчёркивает всё двумя чертами и тремя разными карандашами. После 3–4-го класса он может переключиться на какой-то один предмет.
«Классических «ботаников» в очках и с книжкой становится всё меньше, это уже как инопланетяне. Но такие дети должны оставаться — без них школа никуда, на них мы равняемся. Когда начинается учебный год, мы, учителя первых классов, через некоторое время спрашиваем друг друга: «Ну что, есть у тебя в классе звёздочки?». Такие мотивированные ученики сразу заметны».
2. Дети, которые хотят соответствовать ожиданиям родителей
Этот тип «ботаников» всего лишь потакает родительским амбициям. Например, мама говорит ребёнку, что все в их семье имели высшее образование и учились на пятёрки, поэтому и ему нужно прилежно делать уроки.
Этот вариант, как поясняет психолог, неблагополучный, ведь ребёнок учится не потому, что ему это нравится. В итоге он всегда находится в стрессе, переходящем в дистресс (состояние, при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам).
Катерина Мурашова: «Это те дети, которые, когда получают двойку, начинают, образно говоря, биться головой о стенку. В отличие от ребёнка с гиперконцентрацией, который скажет себе: «Я получил пятёрку с минусом? Значит, плохо учил. Буду больше стараться — и получу без минуса». «Ботаники», которые учатся ради похвалы родителей, всё время чувствуют, что они недотягивают, что они неуспешны. Поэтому даже при минимальном неуспехе у них может начаться истерика».
«Ботаники» в старших классах
Как уже отмечалось, ребёнок с гиперконцентрацией в старших классах находит свой главный интерес, который может стать основой его будущей карьеры. Теперь он больше концентрируется на одном предмете, а не на всех подряд.
Однако если это второй тип «ботаника», которого учиться заставляли, то, как правило, в какой-то момент он «отвязывается» от родительского поводка, и тогда у него «всё летит», отмечает Катерина Мурашова.
Может быть и другой вариант развития событий:
«Если у ребёнка крепкая нервная система и большое терпение, он окончит школу на пятёрки, поступит в нелюбимый институт, начнёт работать на нелюбимой работе. И своих детей он будет учить, что «все так живут». Но увлечься какой-то определённой сферой не сможет: когда все ресурсы уходят на то, чтобы по всем предметам получать пятёрки, сконцентрироваться на чём-то одном, главном, слишком трудно».
Комфортно ли ребёнку быть «ботаником»
Первый вариант «ботаника» чувствует себя отлично, подчёркивает психолог. Девочка напишет задание в тетрадку, три раза откроет её и посмотрит, как красиво написала и подчеркнула, а когда учитель вернёт тетрадку с пятёрками, опять откроет и будет ими любоваться.
Второй вариант тоже может получать удовольствие от учёбы, но в одном-единственном случае — если угодил родителям. Такой ребёнок скажет: «Мама, у меня три пятёрки по математике и одна по географии», мама ответит: «Хорошо, я сегодня отцу расскажу», и в этот момент ученик будет очень рад. У него возникнет внутреннее ощущение, что он отвечает родительским требованиям. Но в тетрадку с пятёрками он лишний раз заглядывать не будет.
Отношения «ботаников» со сверстниками
Как замечает Людмила Семёнова, в начальной школе у «ботаников» обычно не бывает конфликтов со сверстниками из-за успехов в учёбе: дети спокойно воспринимают тот факт, что у кого-то оценки лучше, а у кого-то хуже. Такие конфликты больше распространены в подростковой среде. И тогда ребёнок может начать переживать из-за сложившейся ситуации и даже стесняться получать хорошие отметки.
Людмила Семёнова: «Моя старшая дочь всегда училась очень хорошо и к окончанию школы планировала идти на медаль. Но в 8-м классе резко начала падать успеваемость. Дочка пояснила мне: «Если я буду учиться на пятёрки, я не выживу — мне общение с одноклассниками дороже, чем успех». Я ей объясняла: «Ты не должна ни от кого зависеть, это твой жизненный путь». Позже, когда дочка выросла, давала советы младшей сестре: «Будь смелой и не бойся осуждения»».
Также бывает, что у «ботаника» в школе приятелей нет или их очень мало. Однако это значит лишь то, что ни в классе, ни в параллели он не встретил друзей по интересам. Такие дети, как правило, решают проблему другим способом — через сообщества единомышленников, как в случае с филателистами возле магазина марок.
«В детстве я долго ходила в зоопарк, пока не нашла там девочку, которая была юннатом и объяснила мне, как поступить в юннатский кружок. Я нашла людей, которые интересовало то же, что и меня», — приводит пример Катерина Мурашова.
Как родители могут поддержать своего ребёнка-«ботаника»
- Обучайте ребёнка коммуникативным навыкам: ему нужно уметь выслушать другого человека, поинтересоваться, как у него успехи, какие новости. Отличный вариант, когда ребёнок говорит: «Я со всеми в классе в хороших отношениях, но настоящий друг у меня в юннатском кружке».
- Редко, но бывает, что амбиции есть именно у ребёнка, а родители совсем не честолюбивы.
Катерина Мурашова: «Если такой ребёнок учится в дворовой школе, его, как правило, все терпеть не могут. Его лучше отдать в престижную сильную школу, где будут учиться такие же дети — с амбициями».
- В начальной школе родители «ботаника» бывают встревожены тем, что он не может смириться с плохими оценками, воспринимает каждую неудачу болезненно. Это его самоцель, установка: «Я должен учиться на результат». В таком случае стоит обратиться к психологу.
- Если родитель не разделяет зацикленность ребёнка на учёбе, не нужно спорить, достаточно высказать свою позицию. Например: «Лично я не придаю такого значения оценкам». В этом случае, если ребёнку после третьего класса надоест учиться на одни пятёрки и он увлечётся чем-то другим, он не будет чувствовать себя виноватым.
Главное
Не нужно заставлять ребёнка учиться на одни пятёрки лишь для удовлетворения собственных амбиций. Иначе он будет испытывать сильный дискомфорт и вряд ли достигнет хороших результатов в будущем. Если же школьник любит учиться из-за особенностей характера, то родителям достаточно поддержать его и не пытаться переделать. Он сам найдёт и друзей по интересам, и возможность реализовать потребность в знаниях.
Как воспитывать вундеркинда: советы родителям одарённых детей
Источник: Анна Белова









