Главное в спорте Заслуженный мастер спорта Советского Союза в Олимпиаде 1980 года одержал победу в командной велогонке на 101 км вместе с членами сборной СССР Олегом Логвиным, Юрием Кашириным и Сергеем Шелпаковым. В тот день, 20 июля, на Минском шоссе состязались 23 команды из разных стран и все были уверены, что победит спортивный квартет из германской демократической республики (ГДР), у которого, помимо мирового чемпионства, были тактические преимущества, связанные со временем старта. Но четверка советских парней одержала победу, преодолев стокилометровую трассу за 2 часа 1 минуту и 21,7 секунды, обойдя немцев на 1,5 минуты и 2,5 секунды. Об Анатолии Яркине люди говорят, как о человеке деятельном, но при этом очень скромном, который никогда не страдал звездной болезнью. О себе рассказывает не слишком охотно, а к своим достижениям относится буднично. Даже победу в знаковой для страны Олимпиаде-80 он воспринял без особой горделивости. В секцию велоспорта чемпион пришел в 12 лет, и постепенно увлечение переросло в серьезный спорт: — Для спортсмена главное, чтобы у него был интерес. И только на нем могут строиться большие победы. Для меня всегда так: пока мне что-то интересно, я этим занимаюсь. А велоспорт мне был в кайф. Я балдел от того, что катаюсь, гоняю по лесу наперегонки, от дорог, от открывающихся пейзажей, от общения. Впервые я засветился на международной арене в 1978 году в Чехословакии, когда выиграл три этапа. Мне было 19 лет. В 1979-м мы победили в спартакиаде народов СССР и добились успеха на чемпионате мира. Поэтому на Олимпиаде-80 мы, конечно-же, готовились стать чемпионами. Подвели итальянцы Сборная СССР соревновалась на велосипедах, которые по контракту ей поставляли итальянцы. Но они оказались неудобными. При замерах были найдены несоответствия стандартам, из-за которых велосипедисты не могли нормально разгоняться. — Вот такая вот ляпа нам досталась от известной мировой фирмы за неделю до старта, — рассказывает Анатолий Яркин. — Думали: это диверсия или что? В итоге были сделаны новые расчеты и чертежи. Буквально за ночь наши механики поработали на станках, сварили новые вилки, сделали другие вылеты и на Олимпиаде мы стартовали фактически на других двухколесных «конях». Мы тогда педалировали 55.12, а не 53.13, что казалось немыслимым, так как еще не было таких шестеренок. Но главный залог нашей победы в слаженной командной работе, когда четыре человека становятся одним целым. Мы сразу набрали максимальную скорость и держали ее до финиша, шли при этом технично, не виляли по шоссе и не дергали соперников. Мы понимали, что секунда, выигранная на каждом километре, дает полторы минуты в конце гонки. Придя на финиш «в мыле», я уже знал, что немцы остались далеко позади. Яркин отметил, что в те дни олимпийский дух витал по Москве: вся столица была украшена тематической атрибутикой. Такого он нигде не встречал. Во время поездки на Олимпиаду в Лондоне он видел, что город живет обычной жизнью, а эмблемы и символы были только на объекте, где шли состязания. — В Москве же, куда бы не оглянулся, везде перед глазами олимпийские Мишки, — рассказывал велогонщик. — А еще у нас был особый статус: улицы перекрывали для тренировочных гонок и гаишники останавливали даже правительственные машины «чайки». Но особый ажиотаж мы ощутили, когда под конец событий переехали в Олимпийскую деревню, где жили спортсмены со всего мира. Я называл это олимпийским табором, где круглые сутки работала столовая, постоянно звучала музыка и каждый день дискотека. Я рад, что большую часть времени, когда шли наши тренировки, мы жили не здесь, а в гостинице в спокойном районе. На церемонию закрытия Яркин не пошел: вместе с командой смотрел трансляцию по телевизору. Но когда началась кульминация, выбежал на улицу, чтобы увидеть, как улетает олимпийский мишка в небо. Говоря об олимпийской победе Анатолий признался, что полученные в результате нее звания чемпиона, заслуженного мастера спорта и также статус некой элиты велоспорта не стали поводом для высокого самомнения ни тогда, ни сейчас. Для него возможность заниматься любимым делом, общаться с тренерами и ветеранами спорта гораздо важнее ранга. — Потому что каждому победителю дорогу прокладывают наставники и десятки других людей. Ну а по ощущениям? Ну выиграл. И что? Четвертого августа нас встречали из Москвы в Самаре, а восьмого мы уже летели на новые гонки. Нам некогда было страдать звездной болезнью, — смеется олимпиец. Жизнь после побед В 1983 году Яркин, получив травму, решил, что пора завязывать со спортом. Вот только надо еще разок победить и все. В 1984 году он выигрывает чемпионат СССР в Алма-Ате в индивидуальной гонке на 50 километров и уходит. Во-первых, угас интерес к состязаниям. Во-вторых, не устраивал подход руководства к подготовке спортсменов: людям не давали восстановиться после нагрузок, на обращали внимание на плохие показатели здоровья, в том числе кардиограмм. При этом криво смотрели и чуть ли не списывали со счетов, если после «золота» занимали вторые и третьи места. Уйдя из гонок, Анатолий начал работать тренером велосипедной секции от «Куйбышевгидростроя», а к созданию базы для тренировок он лично приложил свои руки. Его воспитанники выиграли два первенства СССР. В 1991 году уехал в Латинскую Америку для участия в любительских гонках. По возвращении несколько лет трудился тренером женской национальной сборной в Самаре, которую привел к двум победам на чемпионатах мира. По возвращении в Тольятти активно развивал детский велоспорт, создав секцию маунтинбайка. А когда автомобили вытеснили с улиц города велосипедистов, тренировки перенес в лес. Яркин сам готовил трассы для маунтинбайка в зеленом массиве Автозаводского и Центрального районов, с энтузиазмом собственноручно расчищал тропы для велогонок. Также в десятые годы он работал тренером молодых велогонщиков всемирно известной команды «Русь», был техническим директором континентальной команды «ИТЕРА-Катюша» и спортивным директором команды «Вертолеты России». Председатель Совета ветеранов спорта Тольятти Сергей Кондратьев заявил, что развитию горного велоспорта город обязан именно Яркину. Он его популяризировал и развивал, как и велосипедное движение в целом, будучи фанатично преданным делу жизни. Своей энергией добился проведения в 2016 году этапа Кубка России по этому виду спорта, в итоге мероприятие стало ежегодным. Друг детства олимпийского чемпиона, мастер спорта Борис Тарасов, рассказывает: — Мне очень повезло, что я знаком с Анатолием. Его все любят и уважают. Он очень верный, честный и порядочный. Очень скромен, никогда не выпячивается, не афиширует своих заслуг. Он невероятно прост во всем и в то же время велик как личность. За все, за что он берется, делает всегда от души. Это человек, который создан, чтобы людям приносить пользу и радость. Он тот, кто всегда отдает, а не берет. Когда он стал чемпионом Олимпиады-80, ему подарили автомобиль «Волга». А он предпочел «разделить» ее на четверых, оставив себе только четверть суммы. И еще он настоящий друг. Когда у меня был плохой велосипед, он просто взял и отдал мне свой карбоновый, причем, очень дорогущий байк, на котором я до сих пор езжу. — Яркин также открытый и спокойный по характеру человек, — добавил Сергей Кондратьев. — Он тот, кто никогда не боялся говорить правду в глаза чиновникам. В последние годы Яркин забросил велосипед. Сейчас он предпочитает пешие прогулки по лесу, жизнь на даче, общение в кругу семьи. У олимпийца две дочери и четверо внуков. — Я получаю наслаждение от тишины, от природы. Заряжаюсь бодростью от работы ножовкой по дереву. Но в общественной жизни все же продолжает участвовать, хоть уже и не так активно. Председатель совета ветеранов спорта рассказал, что Анатолий периодически организует встречи ветеранов-велосипедистов, в том числе, приглашая туда олимпийских чемпионов.

Источник: СОВА







