Новостная повестка нынче меняется так быстро, что поспевать за ней никаких сил не хватит. То, что было актуально и казалось важным в начале года, к его концу ощущается пережитым лет десять назад. Но пусть над этим странным феноменом ускоренного времени бьются ученые-теоретики — мы же постараемся повернуть это самое время вспять и вспомнить все главные скандалы, потрясшие мир культуры в 2025-м.

Пока западный мир совершал так называемый правый поворот, американский рэпер Канье Уэст виртуозно продемонстрировал полноценную вертушку по часовой стрелке, объявив себя нацистом. Сделал это он в самой скандальной американской — если и не мировой — песне года. Клип на позже сменивший название трек Heil Hitler (с соответствующим припевом) был опубликован в X (бывший Twitter), соцсети, которая после покупки предпринимателем и политиком Илоном Маском, стала куда более анархической в вопросах свободы слова и шитпостинга.

В клипе на песню полуобнаженные чернокожие мужчины в мехах неподвижно стоят в строю, пока Канье распевает: «Так я стал нацистом — да, сука, я злодей», а в конце песни семплирует речь фюрера из 1935 года. Позже Канье удалил видео, выпустив вместо него зацензурированную версию со строчками о христианстве и Аллилуйей вместо зиги в припеве.
Что всем этим хотел сказать художник, до сих пор открыто для дискуссии
К слову, трек Канье — не единственный случай, когда в 2025-м лишний раз громко помянули нацистского вождя. Актер Стеллан Скарсгард во время пресс-конференции на фестивале в Карловых Варах вспомнил, что шведский кинематографист Ингмар Бергман, который считается одним из величайших режиссеров всех времен, оплакивал смерть Адольфа Гитлера и был убежденным нацистом. Да и вообще не самым приятным человеком, признался актер.
«У него было странное отношение к людям. Некоторых он не считал достойными уважения. Это ощущалось, когда он принимался манипулировать окружающими. Он не был хорошим человеком», — объяснил Скарсгард. Он подчеркнул, что не умаляет заслуг режиссера.
Караваджо тоже, скорее всего, был засранцем, но он писал великие картины Стеллан Скарсгард актер
Если главным музыкальным бифом 2024 года оказалось противостояние Дрейка и Кендрика Ламара, в котором безоговорочно победил последний с хитовым дисс-треком Not Like Us, то в 2025 году самым убедительным хейтером выступил 50 Cent, посвятивший своему оппоненту (конфликт с которым у него тянется пару десятилетий) целый сериал.
Речь, конечно же, о четырехсерийном документальном проекте Netflix «Шон Комбс: Расплата» про многочисленные грехи рэпера Пи Дидди

Дидди уже несколько лет тонет в омуте различных обвинений, в том числе в рэкете, торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации, сексуальных домогательствах и изнасилованиях, а также в шантаже, поджогах и взяточничестве. В октябре Шона Комбса признали виновным в ряде преступлений — следующие четыре года рэпер проведет в тюрьме. Впрочем, 50 Cent, неожиданно охотно взявшийся продвигать свой сериал на телевидении — в том числе на бесплатных каналах, которые точно показывают заключенным — делает все, чтобы его заклятый враг не пропустил новости о последнем хите Netflix.
Мало того что в сериале содержатся ранее не виданные кадры последних мгновений жизни легенды хип-хопа Notorious B.I.G., а к самому Дидди проводится вполне четкий след как к заказчику расправы над Тупаком
Так еще и начинается сериал с кадров, на которых Комбс за пару дней до суда мечется в панике по отелю и кричит на адвокатов. Как злейший враг Пи-Дидди эту видеосъемку смог заполучить — тема для отдельного материала, но, так или иначе, своим проектом (впрочем, конечно, не только им) 50 Cent заслуживает репутацию человека, дорогу которому лучше не переходить.

В России же главный скандал разворачивался весь год — чтобы под его конец дойти до кульминации. Конечно же, речь народной артистке России Ларисе Долиной и ее квартире. История также получила в народе такие названия, как «схема Долиной», «эффект зловещей Долиной», «бабка-террор» и «бабкина схема». Предпосылки для конфликта возникли еще летом прошлого года, когда певица пала жертвой чумы двадцатых — телефонных мошенников.
Аферисты склонили Долину к продаже квартиры под видом «спецоперации», убедив ее, что таким образом помогают поймать преступников
Певица была уверена, что сделка по продаже ее квартиры является фиктивной и контролируется сотрудниками правоохранительных органов. Она продала жилье за 112 миллионов рублей 34-летней матери-одиночке из Москвы Полине Лурье, а вырученные деньги отдала злоумышленникам.

Поняв, что ее обдурили, Долина обратилась в полицию и в суд, признавший сделку недействительной. Специалисты, которые провели экспертизу, пришли к выводу, что в момент продажи квартиры состояние артистки было психически неустойчивым. Лурье, считавшей себя законной собственницей и просившей выселить звезду из жилья, отказали в праве на владение имуществом. Деньги покупательнице также не вернули.
Событие произвело эффект хлопка газа в жилом помещении
Долина столкнулась с травлей, которую посчитала акцией своих врагов и работой проплаченных ботов. Люди принялись массово возвращать билеты на ее концерты. Дошло до того, что выражение «эффект Долиной» призвали внести в российские словари из-за популярности.

Решение получило огласку еще и из-за того, что этот случай на рынке вторичной недвижимости оказался не единичным — за последние годы суд неоднократно возвращал проданное жилье доверчивым пенсионеркам, а вот деньги не менее доверчивых приобретателей недвижимости при этом оседали у мошенников. Из-за этого рынок вторичной недвижимости, равно как и нервы всех к нему причастных, изрядно пошатнулся. В декабре Верховный суд поставил точку в деле Долиной — Лурье, признав право собственности на квартиру за последней. Что, однако, будет с менее громкими кейсами покупателей жилья по «бабкиной схеме», остается неясным.
Рэперша Инстасамка (настоящее имя — Дарья Еропкина, в девичестве Зотеева), впечатленная, по-видимому, политическими передачами по телевидению, решила воспроизвести нечто подобное в интернете, заодно поквитавшись со своими заклятыми врагами. Артистка дала интервью блогерше Ксении Собчак, в котором рассказала о заговоре против России в музыкальной индустрии и раскрыла подробности своего конфликта с артистками Дорой и Мэйби Бэйби.
Инстасамка назвала себя жертвой «раздвигания рамок» певцами-иноагентами
Еропкина заявила, что существует некая сетка поэтов и музыкантов, которые создают композиции, дестабилизирующие российское общество. По ее словам, в юности она сама стала жертвой «раздвигания рамок» из-за прослушивания песен рэпера Фэйса (настоящее имя — Иван Дремин, внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов). По ее словам, благодаря творчеству Дремина у нее «понизилась планка ценности человеческой жизни».

Певица рассказала о заговоре в музыкальной индустрии против России
Инстасамка отметила, что существует «какой-то паук в этой паутине, в этой сетке». Она предположила, что некая группа людей «дает ТЗ (техническое задание — прим. «Ленты.ру») сверху», чтобы артисты «через гранты и какие-то прокладки» в своих песнях «делали грязь» в России. Она, впрочем, признала, что ей стыдно за собственную раннюю музыку, и заявила, что сейчас удаляет ее целыми альбомами.
Артистка не смогла назвать имена заказчиков дестабилизации российского общества, отметив лишь, что речь идет о лицах, «у которых очень много денег». На вопрос Собчак, является ли врагом России рэпер Оксимирон (Oxxxymiron, настоящее имя — Мирон Федоров, внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов), Инстасамка ответила отрицательно. «Оксимирон — это просто актер», — сообщила автор песни «За деньги да».
Даже если Оксимирон действительно просто актер, денег у него, как сам он признался, немерено — под конец года рэпер неожиданно напомнил о себе пляжно-вальяжным альбомом «Национальность: нет», на котором поведал про свои путешествия по Европе и курортным местам, про финансовое благополучие и даже про романтические переживания. До этого в последний раз об артисте вспоминали в несколько ином контексте: в марте Федорова обвинили в растлении несовершеннолетних фанаток. О насилии девушки рассказали в подкасте «Дочь разбойника» журналистки Анастасии Красильниковой.

В частности, девушка по имени Виктория заявила, что рэпер изнасиловал ее прямо на концерте. По ее словам, она познакомилась с музыкантом в социальных сетях в 2008 году, когда училась в 7-м классе. Они общались три года: музыкант задавал ей вопросы об учебе, поддерживал, давал советы. А также называл себя «папой Окси», который хочет обладать девушкой, просил интимные фотографии, подчеркивая, что она его «зажгла», а также указывая, где и как он хочет ею обладать. Они встретились, когда девушке исполнилось 16 лет.
По словам Виктории, подобным образом исполнитель поступал и с другими подростками
Сам Федоров отказался комментировать ситуацию, не ответив на запросы журналистов об интервью. Масла в огонь попытался подлить журнал «Москвич Mag»: мол, жертвы у Оксимирона не такие уж малолетние, кто кого грумил не доказано и вообще культура отмены «зашла куда-то не туда». Однако шумиха вокруг обвинений утихла так же спешно, как и все остальные скандалы года, не связанные с сакральным квартирным вопросом. Возможно, потому, что сам Федоров уже три года не живет в России, что как будто равнозначно забвению в отечественном информационном поле — или, быть может, оттого, что «куда-то не туда» за последнее время повернула не только кэнсел-культура, а в забвении давно находится и само инфополе.
За рубежом тем временем феномен отмены — как артистами различных платформ и площадок, так и наоборот — грозил разрастись до полномасштабной войны. Осенью более четырех сотен музыкантов, групп и лейблов разной величины договорились убрать свою музыку с израильских платформ.
Артисты объяснили это решение «протестом против геноцида в Газе, этнических чисток на оккупированном западном берегу реки Иордан, апартеида на территории Израиля и политических репрессий в адрес пропалестинского активизма»
Движение получило название «Нет музыке для геноцида», и полный список артистов и лейблов выглядит как что-то, что могло бы стать лайнапом самого культового музыкального события столетия: тут, помимо прочих, Arca, Aurora, Бьорк, Blonde Redhead, Blood Orange, Clairo, Дензел Карри, Дориан Электра, Eartheater, Fontaines D.C., Idles, King Krule, певица Лорд, Mogwai, My Bloody Valentine, Primal Scream, Рина Саваяма, Sigur Rós, Young Fathers, лейблы NTS и PAN, а также культовый трип-хоп-коллектив Massive Attack.

Против геноцида в Газе также публично высказывались, в частности, рэпер Кид Кади, певец Крис Браун, артистка Дуа Липа. А в середине сентября музыкант Брайан Ино организовал в Великобритании благотворительный концерт Together for Palestine в поддержку граждан Палестины. Мероприятие поддержали Билли Айлиш, Киллиан Мерфи, Хавьер Бардем, Брайан Кокс и Хоакин Феникс. На сцене же выступили Gorillaz, Jamie xx и актер Бенедикт Камбербэтч. Ради мероприятия даже воссоединилась легендарная группа Portishead.
Не осталось в стороне и киносообщество: сотни звезд от Оливии Колман до звезды «Мстителей» Марка Руффало пообещали бойкотировать израильское кинопроизводство, «замешанное в геноциде и апартеиде»
Последовала и реакция: Variety Израиля.
Вместе с тем, артисты стали массово покидать музыкальный сервис Spotify после новостей о том, что создатель платформы Дэниел Эк инвестирует в немецкую компанию Helsing, производящую военные дроны с искусственным интеллектом. Последней большой группой, ушедшей со стримингового сервиса, на момент написания материала стали культовые австралийские рокеры King Gizzard & the Lizard Wizard. Музыканты обозначили свою позицию просто: «Не хотим, чтобы наша музыка убивала людей». К бойкоту Spotify также присоединились Xiu Xiu, Deerhoof, Massive Attack и другие коллективы.
В России тем временем «Сектор Газа» и вовсе попытались запретить — не палестинскую территорию, разумеется, а музыкальную группу. С инициативой выступила депутат и глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, посчитавшая, что творчество коллектива не соответствует российским духовно-нравственным ценностям. Впрочем, общественный резонанс эта новость создала такой, что парламентарий быстро передумала, заявив, что ее неправильно поняли. И даже извинилась. Останина объяснила, что выступала за то, чтобы запретить песни, в которых присутствует мат — и туда входят песни группы «Сектор Газа». С тех пор, впрочем, тема запрета классики российского панк-рока — в том числе нецензурной — в Госдуме публично не поднималась.
Выбор верного направления за последние годы становится не просто трендом, но стратегией выживания, поскольку мы все чаще оказываемся в ситуациях, когда шаг в ту или иную сторону чем-то да карается: если в прошлом году мы рисковали зайти не в ту дверь, то в этом уже не туда поворачиваем. Поэтому в Новый год остается лишь загадать, чтобы курс наш, наконец, выправился, GPS более не шалил и ветер дул попутный. Ну или чтобы наступил штиль — в конце концов, если никуда не двигаться, то и неправильные повороты совершать будет в разы труднее.
Источник: Lenta.ru







